Законопроект № 752189-6 О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Воздушный кодекс Российской Федерации в части
использования беспилотных воздушных судов»

Проект федерального закона (далее — проект) разработан в целях государственного регулирования вопросов использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов.

Развитие авиационных, космических и телекоммуникационных технологий привело к появлению и необходимости практического использования беспилотных воздушных судов в различных сферах деятельности.

Достигнутый уровень технологий, прежде всего в области дистанционного пилотирования, поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции беспилотных воздушных судов в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту.

В настоящее время применение беспилотных воздушных судов в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.

Расширяющиеся возможности использования беспилотных воздушных судов в целях обеспечения потребностей экономики, решения задач в областях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, таможенного дела, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сфере внутренних дел требуют разработки нормативной правовой базы, учитывающей особенности беспилотных воздушных судов при их использовании в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила. Однако специфика их использования требует разработки и внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации.

Целью проекта является создание основ для формирования законодательной базы по вопросам использования беспилотных воздушных судов в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации, сертификации, государственной регистрации, допуска и выполнения полетов, поддержания летной годности, требований к авиационному персоналу, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, расследования авиационных происшествий.

Читайте также:  Законопроект № 962487-6 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения отдельных операций, совершаемых через сеть «Интернет»)

Проект предусматривает внесение изменений в статьи 8, 32, 33, 34, 36, 53, 56, 57, 58, 59, 67, 84, 88, 89, 96, 132 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Изменения в статью 8 Кодекса предусматривают обязательную сертификацию беспилотных авиационных систем, в состав которых входят беспилотные гражданские воздушные суда.

Статья 32 Кодекса дополняется нормами, устанавливающими понятия «пилотируемое воздушное судно», «беспилотное воздушное судно», «беспилотная авиационная система». Слова «взлетный вес» в статье 32 заменяются принятыми в международной практике и в документах Международной организации гражданской авиации словами «взлетная масса».

Статья 33 Кодекса в редакции, предусмотренной проектом, установит обязательность государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограмм. Предусмотренная проектом редакция статьи 36 регламентирует допуск к эксплуатации указанных воздушных судов условием обязательного наличия сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).

Изменения в статьи 53, 56, 57, 58, 59 устанавливают правовые основы допуска к деятельности членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, конкретизируют состав экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, дают определение лица, являющегося командиром беспилотного гражданского воздушного судна.

Статья 56 Кодекса дополняется нормой, устанавливающей понятие «наблюдатель» как название одной из категорий членов экипажа беспилотного гражданского воздушного судна.

В статью 67 Кодекса вносятся изменения, касающиеся требований к документации, которая должна быть на борту беспилотного гражданского воздушного судна. В отношении всех воздушных судов вводится норма, позволяющая в случаях, установленных уполномоченным органом в области гражданской авиации, иметь на борту документацию в электронной форме.

Статья 84 Кодекса дополняется требованием об обеспечении авиационной безопасности посредством исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

Изменения, вносимые в статьи 86, 88, 89, устанавливают особенности поиска и спасания беспилотных воздушных судов.

Читайте также:  Законопроект № 725407-6 О внесении изменений в статьи 10 и 26-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части информирования потребителя о закупочной цене товара и себестоимости произведенных блюд)

Изменения в статью 96 Кодекса позволят предоставить комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента полномочия в части обследования наземных средств и оборудования, используемых для управления беспилотных воздушных судов.

Изменения в статью 132 Кодекса уточняет норму об обязательном страховании жизни и здоровья экипажа, распространяя требование данной нормы только на членов экипажа пилотируемого воздушного судна.

Кроме того, проектом реализуются особенности применения в гражданской авиации пилотируемых сверхлегких гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее (без учета массы авиационных средств спасания).

По результатам проведения Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия проекта выявлены разногласия, которые были обсуждены на согласительном совещании Минтранса России и Минэкономразвития России.

По итогам совещания не урегулированы разногласия, касающиеся сертификации беспилотных авиационных систем, использования воздушного пространства, регистрации прав на воздушные суда, предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях, классификации беспилотных воздушных судов по взлетной массе.

По мнению Минтранса России, разногласия по вопросам использования воздушного пространства, сертификации беспилотных авиационных систем, классификации беспилотных воздушных судов по взлетной массе подлежат урегулированию в подзаконных актах: федеральных правилах использования воздушного пространства и авиационных правилах, устанавливающих процедуры сертификации беспилотных авиационных систем.

Вопросы предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях регулируются положениями главы 11 «Административные правонарушения на транспорте» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и главы 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Неурегулированные разногласия Минтранса России и Минэкономразвития России по результатам проведения оценки регулирующего воздействия включены в протокол согласительного совещания.

Реализация проекта потребует последующего внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере государственной, гражданской и экспериментальной авиации, в связи с чем статьей 2 проекта предусмотрено вступления федерального закона в силу по истечении трехсот шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Читайте также:  Законопроект № 255947-6 О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о порядке размещения информационной надписи о сроке годности товара)

При разработке проекта использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 «Беспилотные авиационные системы (БАС)», а также стандарты и рекомендуемая практика, реализованные в Приложении 2 «Правила полетов» и Приложении 7 «Национальные и регистрационные знаки воздушных судов» к Конвенции о международной гражданской авиации.

Ссылка на карточку законопроекта в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Дата внесения в ГД: 25 марта 2015 года

Инициатор: Правительство РФ

Комитеты: Комитет ГД по транспорту (ответственный), Комитет ГД по транспорту (профильный)