Законопроект № 942424-6 Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации»

На сегодняшний день на территории Российской Федерации ежедневно проводится около 1000 зрелищно-развлекательных мероприятий от небольших концертов до многотысячных стадионных шоу и фестивалей.

Организацией и проведением таких мероприятий в России занимаются около 1000 организаций и индивидуальных предпринимателей. Это большая  отрасль в сфере услуг, обслуживающая миллионы зрителей по всей стране.

При этом отрасль не содержит никаких форм регулирования и контроля качества оказанных услуг. Более того, данная отрасль является рискованной зоной предпринимательства и требует особого внимания в целях обеспечения граждан максимально возможным качеством предоставляемых услуг.

Так, весной 2015 года в регионах Российской Федерации по разным причинам были отменены не менее 2000 концертных мероприятий.

Причиной отмен в большинстве случаев являются:

— неудовлетворительные объемы продаж билетов на мероприятия;

— подорожание, вследствие изменения курса рубля, гонораров иностранных артистов и шоу.

Отмены мероприятий приводят к тому, что организаторы данных концертов и шоу, понесшие предварительные расходы по организации мероприятий (рекламная кампания, оплата аренды помещений, авансы по гонорарам артистов), не могут изыскать возможности по возвращению денежных средств за ранее приобретенные гражданами билеты. Такие случаи хоть и не являются массовыми, тем не менее, имеют место быть и будут нарастать с течением времени. Очевидно, что данные процессы могут привести к лавинообразной ситуации «круговых неоплат» и паралича отрасли.

Ситуацию усугубляют случаи появления в отрасли непрофессиональных организаций и индивидуальных предпринимателей, пришедших из других отраслей с целью «легкой наживы».

Вторым главным проблемным аспектом данной отрасли является то обстоятельство, что концертные мероприятия собирают большое количество зрителей и требуют применения особых мер обеспечения безопасности. Это касается, как обеспечения технологической безопасности, так и общей безопасности, в том числе по линии «антитеррор». К сожалению, не все организаторы концертов выполняют необходимые меры по обеспечению безопасности зрителей, о чем свидетельствуют тяжелые последствия (такие как трагические события в кафе «Хромая Лошадь» в г. Пермь в 2009 году).

Большим риском для зрителей также являются стихийно организуемые массовые мероприятия в летний период (несогласованные музыкальные фестивали, проводимые в природных условиях).

В связи с вышесказанным, проектом федерального закона предлагается в целях повышения защиты интересов потребителей услуг, устойчивости бизнеса и увеличения ответственности организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий определить правовые основы деятельности по организации и проведению указанных мероприятий и ввести в отрасли институт саморегулирования.

В частности, законопроектом предлагается установить, что деятельность по организации зрелищно-развлекательных мероприятий могут осуществлять только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые являются членами одной из отраслевых саморегулируемых организаций.

Законопроектом устанавливается ответственность организатора и заказчика зрелищно-развлекательных мероприятий за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также обязанность обеспечить возврат денежных средств за приобретенные зрителями билеты в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия.

Предусматривается создание системы обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед зрителями зрелищно-развлекательных мероприятий (страхование ответственности за причинение вреда и формирование компенсационного фонда СРО). Предусмотрена также возможность страхования предпринимательского риска в случае отмены, замены или переноса зрелищно-развлекательного мероприятия.

Законопроектом предусмотрена обязанность заключения любого государственного или муниципального контракта на организацию и проведение зрелищно-развлекательного мероприятия исключительно с организатором зрелищно-развлекательных мероприятий — членом саморегулируемой организации.

Положения закона не будут распространяться:

— на организацию театральных и цирковых представлений, проводимых в занимаемых театрами и цирками помещениях;

— на организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, если площадь места их проведения не превышает 400 кв.м.;

— на организацию физическими лицами собственных бесплатных выступлений.

Принятие данного проекта федерального закона позволит профессиональному сообществу организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий разрабатывать стандарты своей деятельности, устанавливать для своих членов четкие и прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение участниками, вырабатывать критерии определения надежности организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий, поскольку саморегулируемые организации обладают лучшими экспертными возможностями и обратной связью с рынком.

С другой  стороны, саморегулируемые организации с учетом присущих им механизмов будут нести ответственность за деятельность своих членов, что в свою очередь будет способствовать повышению безопасности и качества предоставляемых зрителям услуг.

Ссылка на карточку законопроекта в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Дата внесения в ГД: 1 декабря 2015 года

Инициаторы: депутат ГД Гаврилов Сергей Анатольевич, депутат ГД Иванов Валерий Викторович, депутат ГД Максимов Василий Юрьевич, депутат ГД Мануйлова Ирина Викторовна, депутат ГД Митина Елена Анатольевна, депутат ГД Рахматуллина Зугура Ягануровна, депутат ГД Сенаторова Елена Николаевна, депутат ГД Соколова Ирина Валерьевна, депутат ГД Хоронжук Оксана Владимировна, депутат ГД Шайденко Надежда Анатольевна

Комитеты: Комитет ГД по культуре (ответственный), Комитет ГД по вопросам собственности (соисполнитель), Комитет ГД по вопросам собственности (профильный), Комитет ГД по культуре (профильный)