Законопроект № 428742-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей» разработан с целью оптимизации механизма правового регулирования продажи товаров дистанционным способом, исключения из нормативных правовых актов положений, содержащих дублирующие друг друга обязанности.

В настоящее время особенности продажи товаров дистанционным способом регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (часть 2 статьи 497), Закона РФ «О защите прав потребителей» (статья 26.1), Федерального закона «О рекламе» (статья 8), Правил продажи товаров дистанционным способом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612).

При этом значительное внимание уделяется вопросу защиты прав покупателей. Эта цель достигается посредством возложения на продавцов обязанностей по предоставлению до заключения договора розничной купли-продажи информации об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара и т.п. (п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Кроме того, информирование покупателя о месте нахождения, наименовании продавца; адресе, по которому можно направлять претензии о качестве товара в обязательном порядке производится продавцом в момент доставки товара покупателю (п. 3 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Вместе с тем, статья 8 Федерального закона «О рекламе» устанавливает для продавца дополнительную обязанность по указанию в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи сведений о наименовании, месте нахождения, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (о фамилии, имени, отчестве; основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

Читайте также:  Законопроект № 821937-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления норм, касающихся формы договора розничной купли-продажи, а также применения продавцом (исполнителем) различных стимулирующих средств)

Данная норма преследуют цель максимальной защиты прав потребителей, однако обязанность по информированию покупателей (на стадии заключения договора купли-продажи и доставки товара) уже содержится в указанных выше положениях Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил продажи товаров дистанционным способом. Обязанность по представлению аналогичной информации на стадии рекламирования товара явно носит дублирующий характер.

На практике эта обязанность выполняется юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) формально, исключительно во избежание привлечения к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ. В частности в телевизионном рекламном ролике на незначительное время, за которое без использования технических средств невозможно воспринять информацию, появляются сведения о наименование и регистрационном номере продавца; в рекламе по радио указанные сведения проговариваются в ускоренном темпе, что также не позволяет нормально их воспринять. Естественно о достижении цели – защиты прав потребителей – в данном случае едва ли может идти речь. Кроме того, демонстрация сведений о продавце влечет за собой повышение расходов предпринимателей на рекламу в связи с увеличением длительности теле-радио рекламы, размера печатной площади в случае размещения рекламы на печатных носителях.

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи не имеет каких-либо принципиальных отличий от других видов рекламы. При восприятии информации рекламного характера у потенциального покупателя может только лишь сформироваться желание купить определенный товар. Для того чтобы осуществить юридическое действие по приобретению этого товара (заключению договора купли-продажи) недостаточно, например, просмотра рекламного ролика по телевидению. После этого потребитель должен совершить определенные действия в целях покупки товара.

Именно на этой стадии, когда интерес потребителя в приобретении товара переходит в конкретные действия по заключению договора купли-продажи уместно ознакомить его как с максимально полной информацией о товаре, так и о продавце (изготовителе) товара. Это и предусматривается нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил продажи товаров дистанционным способом, согласно которым ознакомление потребителя происходит до заключения договора купли-продажи.

Читайте также:  Законопроект № 922537-6 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (в части совершенствования рынка секьюритизации)

Законопроект предлагает исключить статью 8 из Федерального закона «О рекламе». Одновременно перечень информации о продавце, содержащийся в п. 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» дополняется основным государственным регистрационном номером юридического лица (индивидуального предпринимателя) – реквизитом, о котором ранее сообщалось покупателя только на стадии рекламирования товара.

Принятие законопроекта будет способствовать устранению излишних обязанностей, возлагаемых на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); сокращению расходов предпринимателей на рекламу; и при этом не затронет права потребителей на получение достоверной информации о продавце при купле-продаже товаров дистанционным способом.

Ссылка на карточку законопроекта в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Дата внесения в ГД: 15 января 2014 года

Инициатор: депутат ГД Озеров Андрей Александрович

Комитеты: Комитет ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (ответственный), Комитет ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (профильный)