Законопроект № 1012488-6 Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «Об обязательном социальном
страховании  на случай утраты причитающейся работнику заработной
платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

Проект федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя» (далее – законопроект) разработан в целях создания механизма обеспечения права работников на получение причитающейся им заработной платы в случае банкротства работодателя.

В настоящее время согласно статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ)  требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь.

Однако на практике меры, предусмотренные Законом № 127-ФЗ, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя. Продолжают встречаться случаи, когда по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате работникам заработной платы остается непогашенной, что, в свою очередь, является причиной возникновения социальных конфликтов.

Таким образом, банкротство юридического лица или индивидуального предпринимателя нередко влечет за собой утрату работником причитающегося ему заработка и, как следствие, – потерю средств к существованию как самим работником, так и членами его семьи.

Законопроект направлен на введение дополнительных гарантий для работников в части получения задолженности по заработной плате в случае банкротства работодателя. В этих целях вводится новый вид обязательного социального страхования – на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя.

Указанное страхование представляет собой вид обязательного социального страхования, устанавливающий механизмы страховой защиты работающих граждан от риска утраты причитающейся им заработной платы при недостаточности имущества работодателя в случае его банкротства.

Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя является наличие задолженности страхователя перед застрахованным по заработной плате по состоянию на день принятия судом любого из следующих судебных актов по делу о банкротстве страхователя:

  • о введении наблюдения или реструктуризации долгов;
  • о признании банкротом, если в соответствии с законодательством наблюдение либо реструктуризация долгов при банкротстве страхователя не применялись;
  • о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, если процедура банкротства в отношении страхователя не была введена.
Читайте также:  Законопроект № 887446-6 О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы (в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций)

Страховое обеспечение по страхованию заработка осуществляется в виде единовременной компенсационной выплаты (далее – компенсационная выплата) в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед застрахованным за три последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения дела о банкротстве страхователя.

Если увольнение застрахованного лица произошло до даты возбуждения дела о банкротстве страхователя, страховое обеспечение по страхованию заработка осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах 12 месяцев, предшествовавших дню возбуждения дела о банкротстве страхователя.

Согласно нормам, предлагаемым законопроектом, Страхователями по страхованию заработка являются лица (работодатели), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть признаны несостоятельными (банкротами), производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию заработка в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе:

  1. организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Функции страховщика, осуществляющего данный вид обязательного социального страхования, законопроектом предлагается возложить на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Законопроектом предлагается установить, что максимальная сумма единовременной компенсационной выплаты определяется путем деления на 365 суммы предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной на день наступления страхового случая в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и умножения полученной величины на число календарных дней, за которые образовалась задолженность по заработной плате в пределах вышеуказанного периода.

Принятие законопроекта позволит улучшить социальное положение граждан и повысить гарантии защиты прав работников путем выплаты им части задолженности по заработной плате (исключительно в виде компенсации с максимальным пределом) в случае неплатежеспособности работодателя не дожидаясь завершения длительных процедур банкротства.

Читайте также:  Законопроект № 37671-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Финансовое обеспечение расходов на выплату данного страхового обеспечения застрахованным лицам будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации,  формируемых от уплаты страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования.

Ссылка на карточку законопроекта в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Дата внесения в ГД: 9 марта 2016 года

Инициатор: член СФ Клишас Андрей Александрович

Комитеты: Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов (профильный)