Site icon IT-юристы | ШЕВЦОВ.РУ

Почему нельзя просто так взять и перепродать товар?

Можно ли свободно перепродавать товары? Что будет если перепродать товар с чужим товарным знаком? Можно ли рекламировать товары с чужими товарными знаками?
Товарный знак — штука хитрая. Он может как создать успешный бизнес, так и разрушить его.

Сегодня у нас заголовок будет с интригой. Наша сегодняшняя статья касается, разумеется, перепродажи товаров исключительно компаниями и предпринимателями. Не будем долго мучать читателя и сразу перейдем к сути.

Дело вот в чем. Если вы приобретаете товар для последующей реализации не у производителя, а у перекупщика, то вам придется озаботиться проверкой того факта, что этот самый перекупщик является официальным дилером или дистрибьютером, или иным образом легально приобрел товар, и имеет полное право продавать товар, маркированный товарным знаком производителя, и разрешать Вам использовать этот товарный знак в рекламе.

Иначе вы можете столкнуться с неприятной ситуацией, которую не так давно разбирал суд по интеллектуальным правам (см. дело № А70-15306/2017). В отсутствие официального договора между производителем и вашим продавцом, в котором прописано предоставление продавцу права продавать товар, маркированный товарным знаком производителя, и использовать такой товарный знак в рекламе, существует теперь уже вполне вероятный риск попасть на претензии от производителя.

Перепродажа товара теперь вне закона?

Не совсем так. Производитель безусловно заинтересован в полном контроле над процессом реализации его товара, маркированного товарным знаком. Это его репутация, его бренд и знак качества. Для этих целей как правило заключаются дистрибьюторские и дилерские договоры, которые наделяют дистрибьютеров и дилеров всеми правами по распространению товаров производителя под его торговой маркой и ее использованием в рекламных материалах.

В случае же попадания товара к продавцу, который не имеет официального договора с производителем, его дистрибьютором или дилером, реклама такого товара фактически становится вне закона, т.к. такой продавец не имеет никаких прав на торговую марку. А без рекламы его невозможно и перепродать товар. Точнее возможно, но не так эффективно.

Принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, о котором говорится в четвертой части Гражданского кодекса РФ, в таком случае не работает, потому что он распространяется на случаи законного введения в гражданский оборот именно товара под определенным товарным знаком, но не возможности использовать товарный знак в рекламе.

Когда товар попадает к продавцу, к которому он попасть не должен был, т.к. не предназначался для него, то максимум на что может претендовать продавец — это на перепродажу товара без применения рекламы. Без разрешения от правообладателя товарного знака использовать в рекламе его будет невозможно.

Неужто нельзя теперь перепродавать товары?

Кстати, можно избежать этих проблем, если зарегистрировать свой собственный товарный знак. Жми картинку, чтобы узнать больше.

Конечно можно, на сам товар в полной мере распространяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Но это не касается иных способов использования товарного знака. Описываемый в нашей статье случай особенный как раз по этой причине. Если товар попал в страну незаконно, то и исчерпания права на товарный знак не было. Когда товар может попасть к продавцу незаконно? Во-первых, он может быть изначально контрафактным и попасть в страну без ведома производителя и владельца торговой марки. Тогда он однозначно попадет к продавцу незаконно. В такой ситуации ни у кого в стране не будет прав на легальное использование товарного знака в рекламе такого товара. Как и на продажу самого товара тоже.

Во-вторых, если это российский производитель, то по дистрибьюторскому договору товар попадает к дистрибьютору, который его реализует дилеру, который в свою очередь обязуется реализовывать его в розницу конечным потребителям. Однако может случиться так, что предназначенный для розницы товар попал не к конечному потребителю, а к перекупщику, который с помощью хитрой схемы покупает товар по сути мелкооптовой партией у дилера, который мелким оптом торговать не должен. При этом такой перекупщик, как правило, не заключает никаких договоров с поставщиком, а работает по разовым документам. Само собой никаких разрешений на использование товарного знака в рекламе при этом он не получает.

В таком случае перекупщик не имеет права на распространение рекламы товара, маркированного товарным знаком производителя. Но если он начнет ее распространять, то выяснится, что таких правомочий у него нет и исключительное право на товарный знак, принадлежащее производителю, нарушено.

В приведенном выше деле № А70-15306/2017 все так и произошло, виноват в итоге остался сам перекупщик, в связи с чем и понес убыток в виде компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.

Вывод таков — перед покупкой товара для целей перепродажи необходимо удостовериться, а можно ли рекламировать его перепродажу, приобретая у этого продавца, и не будет ли проблем с нарушением прав на товарный знак производителя?

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru

Exit mobile version