Что такое коммерческое обозначение?

Коммерческое обозначение - исключительные права на коммерческое обозначение, как получить и как доказать?Многие слышали, что в российском законодательстве, помимо фирменных наименований (названий компаний) и товарных знаков (брендов, торговых марок, лейблов), существует ещё одна категория очень интересных средств индивидуализации, которые можно не регистрировать, но при этом по своей значимости они, дескать, не уступают товарному знаку.

Речь идёт о коммерческих обозначениях.

Это очень хитрая штука, права на которую возникают лишь тогда, когда коммерческое обозначение стало широко известным на какой-то определенной территории (например, в городе) и при этом оно обладает достаточной оригинальностью, чтобы считаться имеющим различительную способность, т.е. быть узнаваемым потребителем.

Как зарегистрировать права на коммерческое обозначение?

На самом деле никак. Закон не предусматривает никаких официальных способов регистрации прав на коммерческое обозначение. Более того, в законе прямо указано, что коммерческое обозначение не подлежит включению ни в учредительные документы, ни в ЕГРЮЛ.

Да, существуют некие предложения в сети Интернет, что, якобы, можно оформить регистрацию на коммерческие обозначения, чтобы подтвердить их легитимность. Однако, всё это услуги, не имеющие никакой юридической значимости в плане подтверждения прав на коммерческое обозначение.

Таким образом, исключительное право на коммерческое обозначение возникает само по себе при достижении указанных в законе условий — реальное использование, известность и различительная способность. Прекращается исключительное право на коммерческое обозначение тогда, когда оно не используется в течение года. Порядок исчисления этих сроков — вопрос отдельный.

Неужели всё так просто?

В том-то и дело, что нет, не просто, хотя и выглядит просто.

На самом деле по закону коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации принадлежащих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам различных предприятий. Не просто так законодатель использовал это слово — предприятие. И не просто предприятие, а предприятие, находящееся на территории РФ.

Читайте также:  Зачем я должен писать ответ на претензию?

По закону предприятие — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является недвижимостью. А раз это недвижимость, то в силу закона право собственности на предприятие подлежит государственной регистрации.

Из этого следует, что просто налепить название или логотип на магазин и считать его коммерческим обозначением не получится. Нужно оформить магазин как предприятие, т.е. зарегистрировать его как недвижимости в ЕГРН, и только тогда можно считать используемое у него на вывеске обозначение — коммерческим.

Получается не любое обозначение коммерческое?

Да, получается так. Но на самом деле по непонятной причине это не всем очевидно. Более того, даже суды не всегда понимают саму суть коммерческого обозначения.

Так, например в деле № А65-17472/2010, рассмотренном Арбитражным судом Республики Татарстан, вопрос о наличии предприятия вообще не поднимался и не изучался вплоть до ВАС РФ. Причины этому неизвестны, но можно отметить, что, возможно, этот вопрос не поднимался лишь потому, что стороны о нём не заявляли. Однако, это не снимает с суда ответственности, поскольку суд обязан был удостовериться в самом факте существования исключительного права на коммерческое обозначение, т.к. в его отсутствие предмета для иска попросту нет.

Подводя итог скажем, что коммерческое обозначение хитрая штука потому, что права на него тесно связаны с наличием зарегистрированного в ЕГРН предприятия, которое этим коммерческим обозначением фактически маркируется (на вывесках, на бланках и т.д.). Без предприятия коммерческое обозначение существовать не может никак.

Неужели даже суды не разобрались в этом?

Разобрались, конечно. Так, в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 28.02.2017 N С01-99/2017 по делу № А40-199403/2015 отмечено, что лицо, обращающееся с требованием о защите исключительного права на коммерческое обозначение, должно доказать следующие обстоятельства:

  • принадлежность такому лицу предприятия;
  • нахождение такого предприятия на территории РФ;
  • наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения;
  • известность использования правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории.

Наличие всех перечисленных условий устанавливается на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческого обозначения. При этом должна быть доказана вся совокупность перечисленных условий. В случае недоказанности хотя бы одного из этих условий исключительное право на коммерческое обозначение не может считаться возникшим и не подлежит защите.

Читайте также:  Что такое музыка как интеллектуальная собственность?

Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 03.10.2016 N С01-1402/2014 по делу № А40-138017/2013.

С учётом приведённых разъяснений нужно признать, что коммерческое обозначение не такая простая штука, как считается.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Телефон: +7-495-201-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru

Мессенджеры: WhatsApp | Telegram