Нарушает ли реставрация авторские права и права на товарный знак?

Реставрация как повод для нарушения авторских правСлово «реставрация» принято ассоциировать в основном с восстановлением зданий, памятников и скульптур. Однако, реставрационные работы проводятся не только в отношении них, но и в отношении книг, картин, фильмов и даже музыки.

Если поискать определение термина «реставрация» в разных нормативных документах, то можно обобщить их и вывести единую дефиницию: реставрация – это восстановление и улучшение эксплуатационных свойств объекта, его формы и внешнего вида, направленных на обеспечение его долговременной сохранности и, по возможности, на восстановление его экспозиционного вида при условии максимального сохранения подлинности.

Однако, в процессе реставрационных работ несомненно затрагивается форма реставрируемого объекта и происходит по сути вмешательство в авторский замысел, целью которого, конечно же, является максимальное восстановление и сохранение такого замысла. Но разве не происходит в таком случае та самая переработка произведения, для которой в силу требований закона требуется согласие автора или правообладателя? Не будет ли здесь нарушения авторских прав?

Кто заказывает реставрацию?

Для реставрационных работ характерно два сценария:

  • Реставрационные работы могут быть заказаны непосредственным автором произведения, иным правообладателем или уполномоченным лицом, например, это могут быть музеи, библиотеки, администрации объектов культуры и т.д.
  • Реставрационные работы могут быть заказаны сторонним лицом, не имеющим никаких прямых прав на объект, но при этом пользующимся объектом на законных правах владельца оригинала. Это могут быть владельцы оригиналов картин, или владельцы редких книг или автомобилей.

В первом случае проблемы не возникает вообще никакой, поскольку непосредственно автор, правообладатель или уполномоченное лицо обращается за реставрационными работами и таким образом мастер-реставратор работает по их поручению и нарушения авторских прав не происходит.

Во втором же случае ситуация представляется сложнее. Владельцы оригиналов, к примеру, картин обладают очень ограниченными правами в отношении них.

Читайте также:  Как мне зарегистрировать авторские права?

Так закон предусматривает по умолчанию, что при продаже оригинала картины исключительное право на нее остается за автором. Договором можно предусмотреть иное, но это зачастую не делается, как и не составляется в принципе никакой договор.

В этой ситуации несмотря на то, что покупатель становится владельцем материального воплощения картины – ее оригинала, исключительное право на нее фактически к нему не переходит и это означает, что он обладает весьма ограниченными правами в отношении этой картины. Так покупатель оригинала картины вправе:

  • демонстрировать приобретенный в собственность оригинал картины;
  • воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
  • передавать его для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами;
  • использовать его в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, если на картине изображен непосредственно покупатель;
  • воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии картины, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

В отношении фотографии, на которой запечатлён покупатель, также допускается ее использование в связи с изданием произведений, посвященных биографии такого покупателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографию. И в принципе всё.

Переработка картины, к которой мы относим и ее реставрацию, не входит в перечень предоставляемых покупателю оригинала картины прав. Соответственно, возникает вопрос, а как правомерно осуществить ее реставрацию? И будет ли в принципе это являться переработкой?

Как правомерно осуществить реставрацию?

Если копнуть поглубже, то возникает ощущение, что, наверное, неправильно считать реставрацию переработкой, т.к. тот же Верховный Суд РФ определяет, что переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

Из анализа зарубежного законодательства можно выделить следующие признаки производного произведения, которые остаются неизменными независимо от правовой системы:

  • производное произведение создается на основе существующего произведения;
  • производное произведение представляет собой новое произведение;
  • производное произведение выражается в изменении формы или без изменения формы, но с изменением какой-либо существенной части;
  • производное произведение не должно нарушать права автора оригинального произведения.*

В такой ситуации у нас при реставрации не выявляется важный признак производного произведения – оно попросту не создается. При реставрации восстанавливаются характеристики материального экземпляра оригинального произведения максимально приближенно к подлинным.

Читайте также:  Можно ли передать обработку персональных данных на аутсорсинг?

Следовательно, реставрация не влечет создания нового произведения. Она лишь восстанавливает старое, оригинальное произведение до его исходного или близкого к исходному состояния.

Вместе с тем, если в процессе реставрации вдруг будут внесены какие-то новые элементы в произведение либо имеющиеся элементы будут искажены, то можно будет рассматривать такие действия как уже создание нового производного произведения, с одной стороны, а с другой стороны, как нарушение права на неприкосновенность произведения и на защиту его от искажений.

А что с восстановлением товарных знаков?

Пример с картиной показателен, однако применим и к реставрации любого другого объекта авторских прав, а также объекта, на котором нанесен товарный знак, т.к. фактически это не будет использованием товарного знака для целей индивидуализации товара, а лишь работы по восстановлению такой маркировки.

С точки зрения закона совершение каких-то действий с товарным знаком, не связанных с приданием конкретному товару или услуги индивидуальности, не является его использованием. Так в судебной практике не признают использованием товарного знака его простое словесное упоминание по тексту книги или журнала, к примеру (если это не является рекламой).

Соответственно никаких разрешений от правообладателя для таких ситуаций не требуется.

* © Айрапетов Н.А. Критерии разграничения оригинального и производного произведения // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. N 9. С. 52 — 58.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru