Какие документы нужны для сайта?

Каждый владелец сайта рано или поздно начинает задумываться о необходимости принятия и публикации на нем юридических документов.

Не важно, каким сайтом вы владеете — интернет-магазин или онлайн-энциклопедия, либо может форум любителей велоспорта — каждый сайт должен иметь минимальный пакет документов для своей официальной работы.

Что же входит в этот минимальный набор?

Необходимый минимум для сайта включает в себя всегда пользовательское соглашение, называемое также условиями использования, или правилами, согласие на обработку персональных данных и политику конфиденциальности, называемую также политикой обработки персональных данных.

Пользовательское соглашение. В самом общем виде оно по сути представляет собой лицензию на сайт и его контент, которую вы, как владелец сайта, предоставляете его пользователям.

Сайт — та же компьютерная программа, поэтому по общему правилу к нему применяются ровным счетом все те же правила, что и для нее. Именно поэтому первоочередной ролью пользовательского соглашения является урегулирование вопросов использования сайта вашими пользователями.

Если с помощью сайта вы продаете товары или оказываете услуги, то в состав пользовательского соглашения можно включить текст, который обычно свойственен именно этим типам договоров — купли-продажи товаров или оказания услуг.

Такое пользовательское соглашение — микс из нескольких договоров — будет считаться смешанным. Это не противоречит законодательству и очень даже укладывается в действующие правила. При этом такое смешение позволяет не плодить на сайте массу документов, отпугивая потенциальных клиентов только их количеством.

Однако существуют ситуации, когда эти договоры из пользовательского соглашения лучше исключить и вывести в отдельные оферты. Надеемся, что вы помните из предыдущих статей, что как пользовательское соглашение, так и любой другой договор, размещенный в сети, фактически заключается в офертно-акцептной форме.

Читайте также:  Оферта или пользовательское соглашение?

Итак иногда приходится размещать на сайте отдельные от пользовательского соглашения оферты. Это требуется, когда через сайт продаются какие-то непростые или дорогие товары либо оказываются специфические услуги. В таком случае и сами оферты выглядят по-другому — гораздо подробнее и детальнее.

Согласие на обработку персональных данных. Без этого документа нынче никуда. За соблюдение прав человека на конфиденциальность его персональных данных взялись по всему миру. Именно поэтому особое значение в необходимом минимуме документов для сайта имеет такое согласие.

Каждый пользователь, заполняя форму на вашем сайте или даже просто заходя на него, должен быть способен увидеть текст согласия на обработку персональных данных, на условиях которого он собственно эти персональные данные вам и соглашается предоставить, после чего активным действием его выразить — направить форму, поставить галочку и т.д.

Без такого согласия фактически будет считаться, что вы обрабатываете персональные данные незаконно. Это автоматически означает привлечение вас к административной ответственности Роскомнадзором или, что еще хуже, Европейской комиссией, которая может наложить штраф в 20 млн. евро.

И тут надо сделать маленькую оговорку. Дело в том, что такое согласие надо делать в соответствии Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» только тогда, когда не предполагается обрабатывать данные граждан стран Европейского союза и, соответственно, соблюдать недавно вступивший в силу GDPR. Но где гарантия, что никто из них не зарегистрируется у вас на сайте? А нет таких гарантий.

Поэтому придется делать либо универсальную версию согласия, желательно двуязычную (русский и английский), либо делать два варианта согласия — по 152-ФЗ и по GDPR, которые будут отображаться в зависимости от принадлежности IP-адреса конкретной стране.

Читайте также:  Почему нельзя просто так взять и перепродать товар?

Политика конфиденциальности (обработки персональных данных). Это еще один документ, без которого сайт не выживет, если на нем происходит обработка персональных данных.

А чаще всего она происходит в любом случае, поскольку каждый сайт содержит в себе код различных счетчиков, трекеров и прочих сборщиков статистики, которые попутно собирают и персональные данные.

Политика является декларативным документом, который должен в обязательном порядке быть публичным и рассказывать всем желающим о том, как вы собираете персональные данные, как вы их храните и обрабатываете, защищаете и уничтожаете. За его отсутствие в публичном доступе Роскомнадзор штрафует на 30 тыс. рублей, а впоследствии может и заблокировать сайт.

Причем если вам приходится обрабатывать персональные данные граждан стран Европейского союза, то такая политика, несомненно, должна также учитывать требования и GDPR.

Надо отметить, что GDPR в этом плане гораздо жестче нашего 152-ФЗ, поскольку помимо политики в отдельных случаях придется разработать массу других публичных документов, как например, политику обработки файлов «cookie», политику обработки платежных данных, политику обработки обращений и т.д. При этом все эти документы для пользователей из ЕС должны быть на английском языке.

Итак, в сегодняшней статье мы рассказали про необходимый минимум для каждого сайта в Интернете, без которого его функционирование выпадает из правового поля и чревато санкциями со стороны государства. Надо не забывать об их необходимости, когда будете открывать очередной сайт. А мы со своей стороны безусловно готовы оказать вам всяческую поддержку и разработать все эти документы для вашего сайта и с учетом именно вашей специфики ведения бизнеса.

 

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru