Доменное имя — это не товарный знак

Многие считают, что, зарегистрировав за собой доменное имя, они имеют какие-то права на него. Но на самом деле это не так.

Доменное имя является всего лишь способом адресации, аналогичному номеру телефона или IP-адресу. В реальности никаких прав на доменное имя, кроме права администрирования, которое ограничено временем, на которое зарегистрировано доменное имя, у них нет.

Что есть доменное имя с точки зрения закона?

Доменное имя нельзя признать интеллектуальной собственностью, потому что ни российское законодательство, ни законодательство какой-либо другой страны не признаёт его таковым.

Право администрирования, которое закреплено за администратором доменного имени, на самом деле неравнозначно исключительному праву на интеллектуальную собственность.

Существует судебная практика, которая признаёт право администрирования доменным именем, как имущественное право, поскольку такое право предоставляется в обмен на оплату за регистрацию и делегирование доменного имени.

Именно исходя из такой сущности этого права, как имущественного, возможно заключение некоторых сделок в отношении права администрирования доменного имени. Например, сделки о передаче права администрирования доменного имени, на основании которых доменное имя можно как бы продать новому администратору.

Вместе с тем это совершенно не решает ключевую проблему, которая не признаёт доменное имя объектом интеллектуальной собственности, а значит, никаких прав, аналогичных праву на товарный знак или на объект авторских прав, у администратора доменного имени попросту нет.

Как же решить эту проблему?

На самом деле решение этой проблемы лежит практически на поверхности. Доменное имя не является первичным объектом, а скорей вторичным.

Поэтому в данном случае нужно зарегистрировать первичный объект, который будет впоследствии выражен в доменном имени.

Таким первичным объектом может являться либо товарный знак, либо знак обслуживания, либо наименование места происхождения товара, либо географическое указание.

Читайте также:  Что будет за нарушение прав на товарный знак?

В качестве дополнительного первичного объекта можно признать название какого-либо произведения литературы и науки или искусства, в том числе программы для ЭВМ или базы данных, либо наименование персонажа, но которые при этом обладают самостоятельной охраноспособностью.

Почему это можно считать дополнительным первичным объектом? Потому что сами по себе эти объекты авторских прав могут охраняться только при соблюдении определённых условий.

Сами по себе отдельно от основного произведения они не охраняются. Кроме того, эти объекты не подлежат государственной регистрации и никакого официального государственного реестра объектов авторских прав попросту не существует.

Таким образом, если в доменном имени будет выражен объект авторских прав, то потребуется доказать свои авторские права в споре за существование этого доменного имени.

Как защитить доменное имя?

Самым простым вариантом для закрепления прав на доменное имя является регистрация словесного или комбинированного товарного знака.

Словесный товарный знак представляет собой оригинальное слово или несколько слов, которые соответствуют критериям охраноспособности товарного знака и которые регистрируются в качестве товарного знака, после чего вносится запись в реестр товарных знаков и выдаётся свидетельство.

После регистрации словесного товарного знака его правообладатель сможет свободно использовать его в своём доменном имени. А также сможет пресекать и в судебном порядке запрещать использовать этот товарный знак в любом другом доменном имени.

Комбинированный товарный знак — это фактически комбинация словесного товарного знака и какого-либо изображения или группы изображений. В случае с комбинированным товарным знаком непосредственно в доменном имени можно будет выразить только его словесную часть.

Знаком обслуживания называется товарный знак, который зарегистрирован для категорий услуг. То есть по факту знак обслуживания и товарный знак — это один и тот же объект.

Читайте также:  Как заказать разработку ПО, чтобы не потерять всё?

Наименование места происхождения товара — это словесное обозначение определённой географической местности, которое чётко ассоциируется с конкретным товаром. Например, вологодское масло, тульский пряник, минеральная вода «Ессентуки», изделия из фарфора «Гжель», сыр адыгейский, алтайский мёд, оренбургский пуховый платок.

Поскольку наименование места происхождения товара — это словесное обозначение, то входящее в него слово или несколько слов также можно использовать в доменном имени.

Географическое указание — это обозначение, в том числе словесное, которое идентифицирует товар, происходящий с территории определённого географического объекта.

Тут принцип аналогичный — есть словесное обозначение, а значит его можно использовать в доменном имени.

Таким образом, регистрация первичного объекта интеллектуальной собственности, такого как товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или географическое указание, позволяет не только закрепить права на определённый бренд, но и обеспечивает защиту доменного имени.

Это наиболее надёжный способ избежать юридических споров и обеспечить стабильность в использовании доменного имени в соответствии с правами его владельца.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Телефон: +7-495-201-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru

Мессенджеры: WhatsApp | Telegram