Новые критерии онлайн-рекламы и их значение для рынка

В июле 2025 года рекламный рынок России получил важный регуляторный документ – Постановление Правительства РФ №1087 от 24.07.2025 «О критериях отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановление №1087 устанавливает четкие критерии, по которым та или иная интернет-информация считается рекламой.

Ниже подробно рассмотрим, что изменится для рекламодателей, агентств, площадок и пользователей, а также как это повлияет на квалификацию нарушений в области онлайн-рекламы.

Что регулирует Постановление №1087?

Постановление №1087 разработано во исполнение новой редакции статьи 18.2 Федерального закона «О рекламе» (№38-ФЗ) и дополняет её конкретными критериями для интернета. Оно распространяется на информацию, размещаемую на:

  • Сайтах и их отдельных страницах
  • Информационных системах и программах для ЭВМ (например, соцсетях, маркетплейсах, поисковых системах и др.)

Речь идет только о тех интернет-ресурсах, которые отвечают определенным условиям (подробнее ниже).

На каких площадках действует Постановление №1087?

Постановление №1087 разделяет интернет-ресурсы на несколько групп:

  1. Электронные площадки, где можно посмотреть товар/услугу, заключить договор купли-продажи и произвести оплату (интернет-магазины, маркетплейсы).
  2. Ресурсы для размещения объявлений и организации пользовательских сделок (купле-продажи, мены, сдачи в аренду, поиска работы и т.д.), если суточная аудитория в РФ превышает 100 тысяч пользователей.
  3. Социальные сети и иные сервисы для ведения персональных страниц, если суточная аудитория более 500 тысяч человек в РФ.
  4. Поисковые системы, если они предоставляют пользователю сведения для доступа к сайтам по его запросу (Яндекс, Google и др.). Исключение – госуслуги и иные госфункции.

Что признаётся рекламой?

Чтобы та или иная информация на указанных площадках считалась рекламой, она должна отвечать следующим условиям:

  1. Наличие явной рекламы. Информация прямо направлена на привлечение внимания к товару, услуге, компании, бренду, результатам интеллектуальной деятельности или мероприятию – и способствует формированию или поддержанию интереса к ним, а также их продвижению.
  2. Отсутствие справочно-информационного или аналитического характера. Не считается рекламой:
    • Результаты поиска (поисковой выдачи);
    • Каталоги, где информация о товарах и услугах представлена в стандартном, нейтральном, унифицированном виде;
    • Описания товаров и услуг на официальных ресурсах производителя/продавца;
    • Отзывы и частные мнения пользователей (если они не навязчиво продвигают товар);
    • Некоммерческие объявления частных лиц (например, о дарении вещей).
  3. Связь информации с предпринимательской деятельностью. Не вся информация признаётся рекламой: бесплатные объявления физических или юридических лиц, не связанные с бизнесом (например, «отдам кошку в хорошие руки»), а также отзывы и мнения потребителей – не попадают под определение рекламы.

Какие форматы НЕ признаются рекламой?

Очень важно, что Постановление №1087 подробно описывает форматы, которые никогда не будут считаться рекламой согласно новым критериям, даже если они опубликованы на крупных площадках:

  • Результаты поиска по пользовательскому запросу (любая поисковая выдача, будь то Яндекс, Google, VK и др.);
  • Каталоги, списки товаров, стандартные рубрики без выделения конкретных предложений;
  • Отзывы и обсуждения – при условии, что они не содержат явного навязывания или рекламной аргументации;
  • Персональные мнения пользователей на своих страницах, если нет признаков продвижения товара;
  • Объявления о бесплатной передаче имущества, продаже своих личных неиспользованных вещей; вакансии без рекламы товаров и услуг.

Почему это важно для всего рекламного рынка

  1. Определенность для всех игроков рынка. Теперь любой участник (рекламодатель, агентство, интернет-площадка, фрилансер или пользователь) может точно понять, должна ли та или иная информация маркироваться, передаваться в ОРД (оператор рекламных данных), попадать под запреты и ограничения законодательства о рекламе. Например, раньше не было однозначно понятно – считать ли поисковые объявления, которые подмешиваются в выдачу, рекламой в понимании закона? Теперь: если это стандартный поисковый блок без явных рекламных признаков – это НЕ реклама!
  1. Облегчение работы интернет-площадок. Площадки могут «разделить» свои продукты:
    • Поисковая выдача освобождена от рекламной маркировки, передачи в ОРД и размещения дисклеймеров;
    • Медийные, контекстные, таргетированные и иные форматы остаются под регулированием;
    • Просто структурированные каталоги – не считаются рекламой;
    • Это снижает административную нагрузку и риски блокировки.
  1. Новый подход к квалификации нарушений. Что будет считаться нарушением: если информация действительно отвечает признакам рекламы (см. выше) и размещается на ресурсах, попадающих под критерии, нарушения будут квалифицироваться по Федеральному закону «О рекламе». Например, отсутствие маркировки, отсутствие передачи в ОРД, скрытая реклама и др. Что НЕ попадёт под нарушения: отзывы, обычная поисковая выдача, общие каталоги – по этим кейсам штрафы по рекламе более не применяются.
  1. Прозрачность для отчетности: Постановление №1087 разграничивает расходы, связанные с размещением интернет-рекламы и иные расходы на онлайн-продвижение (например, продвижение в поиске). Это важно для правильного учета рекламных расходов – и поможет компаниям избежать ошибок, доначислений и штрафов.

Значение для разных участников рынка

Рекламодатели

Теперь рекламодатель чётко понимает: относится ли закупаемый формат к рекламе, надо ли его дополнительно маркировать, отражать в отчетности и т. д. Это уменьшает правовые риски и расходы на соблюдение законодательства.

Читайте также:  Почему нельзя просто так взять и перепродать товар?

Рекламные агентства и специалисты

Агентства могут корректно формировать отчеты – и больше не тратить ресурсы на маркировку и передачу заведомо не-рекламных форматов (например, SEO-кампании или продвижение товаров в результатах поиска).

Площадки-агрегаторы и соцсети

Можно гибко конструировать интерфейсы: что пойдет в рекламу с сопутствующими декларациями и контролем – а что останется «белой зоной» справочных систем или отзывов, и не подлежит регулированию как реклама.

Обычные пользователи

Постановление минимизирует риск, что личное мнение или репост вдруг квалифицируется как реклама (при отсутствии оплаты, явного продвижения и нарушений).

Итоги для рынка онлайн-рекламы

Новое Постановление №1087 способствует большей прозрачности и удобству для всех участников рекламного рынка, снижает регуляторную нагрузку, исключает излишний формализм и ужесточает борьбу только с настоящими нарушениями в интернет-рекламе, позволяя бизнесу и пользователям законно взаимодействовать и уменьшать риски.

Это большой шаг вперёд на пути к цивилизованному рынку рекламы в Рунете!

Если вы работаете с интернет-рекламой – обязательно ознакомьтесь с новым Постановлением №1087, проверьте свои форматы и отчётность, чтобы избежать ненужных штрафов и претензий.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Телефон: +7-495-201-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru

Мессенджеры: WhatsApp | Telegram