Что такое музыка как интеллектуальная собственность?

Музыка как интеллектуальная собственность. Защита музыки авторскими правами. Музыка — это искусство звучания, которое обычно создается путем сочетания звуков, мелодий и ритмов. Она может включать в себя музыкальные инструменты, вокал, электронные звуки и многие другие компоненты.

Музыка может вызывать различные эмоции и чувства, и она часто используется для того, чтобы выразить себя, передать идеи и впечатления, а также для развлечения. Музыка может играть важную роль в культуре и традициях различных народов.

Мы сталкиваемся с музыкой каждый день. И большинство музыкальных произведений охраняется авторским правом как интеллектуальная собственность (кроме тех, что уже перешли в общественное достояние).

У каждого из них есть автор музыки, текста, исполнитель и другие участвующие в создании композиции люди. Однако, что есть музыка с точки зрения авторского права?

Вынесенный в заголовок, казалось бы, простой вопрос на самом деле таит в себе много интересного. Конечный музыкальный файл — это есть многокомпонентный сложный результат интеллектуальной деятельности, каждый элемент которого охраняется независимо от другого.

Что именно в музыке охраняет авторское право?

В отношении музыкальных произведений надо иметь в виду, что их объективная реализация, то есть такая, которую можно потрогать, посмотреть, почитать, послушать и иным образом уловить нашими органами чувств, — она имеет несколько форм.

В первую очередь, опираясь на нормативное определение из ГОСТ Р 7.0.3-2006 можно увидеть, что музыкальным произведением технически считается «произведение, зафиксированное с помощью нотных знаков и предназначенное для воспроизведения на музыкальных инструментах или пения«.

Исходя из этого можно сделать вывод, что музыкальное произведение может быть выражено в следующих объективных формах — нотной записи, исполнения, фонограммы, радио- и телепередачи или аудиовизуального произведения.*

Так вот самая простая и начальная объективная форма существования музыкального произведения — это нотные записи. Форму аудиовизуального произведения мы рассматривать в этой статье не будем, про неё можете почитать нашу отдельную публикацию.

Говоря о нотах надо отметить, что это необязательно могут быть те самые ноты, которые мы все привыкли видеть со школы. Это могут быть иные формы графической или текстовой фиксации звуков, читая которые музыкант может воспроизвести это музыкальное произведение. Поскольку цифровизация проникла во все сферы жизни, то, например, вместо нот в качестве графической или текстовой записи музыки могут использоваться какие-то специфические команды для конкретного программного обеспечения, синтезирующего звук.

Читайте также:  Охраняется ли авторским правом словарь?

Тот, кто сочинил музыку и зафиксировал её в нотах или чём-то подобном, как раз и является автором музыкального произведения.

Что такое исполнение музыки?

Когда кто-то вживую играет музыкальное произведение на инструментах — это исполнение этого музыкального произведения. Играющий при этом называется в законе исполнителем.

Без нот музыку не сыграть, а потому у исполнителя должно быть разрешение от автора нот на их исполнение, а у самого исполнителя на такое исполнение возникают не авторские, а смежные права.

При этом надо иметь в виду, что в современном мире зачастую музыку сочиняют на ходу, без записи в виде нот, а потому в таком случае автор музыкального произведения и его исполнитель в таком случае совпадают в одном лице.

Соответственно такой автор будет обладать как авторскими правами на музыку, так и смежными правами на её исполнение.

Более того, само по себе исполнение будет при этом также одной из объективных форм музыкального произведения — оно будет сразу исполнено в можно сказать устной форме.

Смежные права исполнителя при этом охраняются только при условии, что само исполнение зафиксировано либо в фонограмме, либо в сообщении в эфир или по кабелю, т.е. по радио, телевидению и иных подобных средствах распространения информации.

А что же такое фонограмма?

Если кто-то записывает на носитель живое исполнение музыкального произведения, например, на лазерный диск, виниловую пластинку, аудиокассету, на что-то ещё — это уже запись фонограммы. Записи на звуковом носителе позволяют сохранить музыку и воспроизводить её в любой момент без живого исполнения. Лицо, организовавшее запись фонограммы, именуется в законе производителем фонограммы.

У производителя фонограммы в свою очередь должно быть разрешение и от автора музыки, и от исполнителя. А у самого производителя фонограммы при этом возникают смежные права на фонограмму при условии, что она обнародована или начала впервые распространяться на территории РФ.

Читайте также:  Что будет, если не зарегистрировать товарный знак?

Как и в предыдущем случае, автор и исполнитель музыки может быть одновременно и производителем фонограммы, если он сам же своё исполнение и записал. В таком случае у него будет целый комплект прав — авторские права на музыку, смежные на исполнение и на фонограмму.

И снова, как и в предыдущем случае, сама по себе фонограмма будет при этом также одной из объективных форм музыкального произведения — она будет зафиксирована на материальном носителе.

Но ведь есть ещё и радио- и телепередачи?

Именно так. Исполнение музыки может быть зафиксировано не в фонограмме, а в радио- или телепередаче, которая распространяется организацией эфирного или кабельного вещания.

Соответственно, такая организация также должна иметь согласие от автора и исполнителя музыки, а она в свою очередь получает смежные права на сообщение радио- или телепередачи.

И радио- или телепередача тоже может считаться одной из объективных форм существования музыкального произведения.

На что влияют эти разные формы выражения музыки?

Конкретная объективная форма музыкального произведения влияет на состав прав, которые принадлежат его владельцу.

Если это радио- или телепередача, фонограмма или исполнение (которое всё равно должно быть зафиксировано в фонограмме либо в сообщении в эфир или по кабелю), то это будут смежные права, а если это непосредственно музыкальное произведение в виде нотной или иной записи, то это авторские права.

Если источник и музыкального произведения, и его исполнения, и фонограммы — это одно лицо, то тогда весь комплекс прав — и авторских, и смежных — будет непосредственно у него.

Однако, если вы намерены приобрести права на музыку, то исключительно важно в договоре (лицензионном или отчуждения исключительных прав) прописать конкретную форму, в которой передаётся музыкальное произведение.

Читайте также:  Почему нельзя просто так взять и перепродать товар?

Ведь если вы укажете только фонограмму, написав, к примеру, что передаётся музыка в электронной форме на флэш-носителе, то выйдет, что вам передаются только права на фонограмму, а они существуют отдельно от прав как на исполнение, так и на само музыкальное произведение.

Это может привести к ситуации, при которой вы не сможете изменить фонограмму или по-другому сыграть музыкальное произведение, например, сделать ремикс, т.к. прав на оригинальное музыкальное произведение у вас нет, есть только права на фонограмму, т.е. грубо говоря только на диск или флэш-носитель с записанным на него музыкальным файлом.

А как же песни с текстом?

Мы про них не забыли. К ним применяется тот же принцип, что и к музыке без текста. Есть автор текста — поэт, а у него есть авторские права на текст. Есть исполнитель песни — тот, кто этот текст спел под музыку. А есть производитель фонограммы, который записал эту песню, или организация эфирного или кабельного вещания, которая пустила в эфир по радио или телевидению это исполнение.

Соответственно, если приобретаются права на музыку с текстом, то к описанной выше ситуации с музыкой просто добавляется один компонент — права на текст. Автором текста также может быть и композитор, и исполнитель, и производитель фонограммы в одном лице. А могут быть и разные люди. Это значит, что также нужно внимательно проверять, права на что именно приобретаются по договору.

* © Макаров Д.Г., Макаров Т.Г. Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. N 11. С. 14 — 22.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Телефон: +7-495-201-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru

Мессенджеры: WhatsApp | Telegram