Что такое принятие условий оферты в Интернете?

Во всех офертах, публичных договорах, соглашениях, условиях использования и прочих документах, размещенных в сети Интернет и которые юридически можно считать различными формами оферты, имеется указание на то, что принятие условий такого документа означает согласие с ним и заключение соответствующего договора. Чаще всего это договор на оказание информационных услуг, реже — лицензионный договор на использование сайта, веб-сервиса, программы или приложения, еще реже — договор купли-продажи товара, оказания услуг или выполнения работ. Остальные виды договоров практически не попадаются.

По гражданскому законодательству принятие оферты также именуется ее акцептом. Акцепт означает согласие с условиями оферты. С момента получения акцепта тем, кто оферту направил или, в нашем случае, разместил в сети Интернет, договор, условия которого содержатся в оферте, считается заключенным.

Юридически все выглядит довольно гладко: публикация оферты -> акцепт оферты -> заключенный договор. Но как это происходит технически?

В большинстве случаев опубликованные в сети Интернет документы содержат условие о том, что акцепт считается совершенным с момента регистрации пользователя на сайте. Реже — с момента внесения первой оплаты по условиям оферты.

Юридически мы бы разделили все оферты на два вида — оферты на заключение лицензионных договоров и оферты на заключение всех остальных договоров. Почему такое непропорциональное разделение? Ведь количество разновидностей всех остальных договоров несравненно больше, чем разновидностей лицензионных договоров.

Ответ относительно прост — лицензионный договор на использование компьютерных программ, к которым можно отнести и сайты, и приложения, и игры, может считаться заключенным с момента начала использования программы лицензиатом. Соответственно в случае возникновения спора со стороны лицензиата сам факт наличия такого спора уже означает, что программой начали пользоваться. Со стороны лицензиара, конечно, придется подтвердить, что лицензиат приступил к использованию программы, например, служебной информацией, свидетельствующей об использовании программы пользователем — получаемые логи с устройства пользователя, запросы в службу поддержки, активация ключа и т.д.

Читайте также:  Что нужно, чтобы зарегистрировать товарный знак?

Безусловно оферту на лицензионный договор также можно акцептовать другими, более распространенными способами, о которых речь пойдет ниже.

Итак, как же технически зафиксировать тот факт, что акцепт оферты был сделан пользователем сайта или программы?

Если акцепт оферты привязан к регистрации на сайте, то в момент регистрации пользователя на сайте в базе данных сайта создается ряд записей, которые содержат в себе как дату их создания, так и все данные, которые были введены пользователем при его регистрации.

С точки зрения законодательства о защите персональных данных введенные пользователем при регистрации данные в большинстве случаев будут являться персональными (кроме ряда ситуаций), а, следовательно, к их хранению и обработке предъявляются более строгие требования, соблюдение которых предотвращает несанкционированное изменение информации в базе данных, которое может исказить сведения о такой регистрации или вовсе удалить их.

Дополнительной гарантией фиксации факта регистрации могут служить различные подтверждающие процедуры с привлечением сторонних сервисов — авторизация через уникальную ссылку, полученную по электронной почте, указанной при регистрации; подтверждение регистрации путем ввода специального кода, полученного в СМС на номер телефона, указанный при регистрации; проведение верификационного платежа с возвратом или без с банковской карты, оформленной на имя, указанное при регистрации и иные способы.

Все перечисленные процессы позволяют с достоверной точностью подтвердить факт регистрации пользователя, а, следовательно, и факт направления им своего акцепта в адрес владельца сайта, опубликовавшего оферту.

Если акцепт оферты привязан к моменту оплаты пользователем сайта товара, заказанной услуги или работы, то тут все гораздо проще. По законодательству считается, что акцептом оферты может считаться совершение конклюдентных действий, то есть таких действий, которые всем своим видом дают понять, что сторона хочет заключить договор. Например, оплата или принятие товара.

Читайте также:  Оферта или пользовательское соглашение?

В такой ситуации факт акцепта будет подтверждаться не только рядом записей в базе данных сайта, которые отражают как факт заказа, так и факт совершения оплаты, но и информацией от абсолютно независимых лиц — банков, платежных систем, — которые провели оплату.

Подытоживая можно сказать следующее — для надежной фиксации факта акцепта оферты следует озаботиться максимально подробным отражением такого акцепта в базе данных, стоящей за сайтом, на котором опубликована такая оферта. А для пущей безопасности рекомендуем подтверждать акцепт каким-нибудь независимым действием, которое зафиксируется на базах стороннего сервиса.

Также рекомендуем учитывать, что в любом случае сама оферта в обязательном порядке должна содержать в себе детальное описание процесса и действий, которые необходимо выполнить пользователю для ее акцепта. Иначе такой акцепт нельзя признать действительным, а потому он не повлечет за собой заключение соответствующего договора.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru