Можно ли не публиковать пользовательское соглашение и политику конфиденциальности?

Сегодня наша статья будет изобиловать ссылками на законы, потому что по-другому подробно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, не получится.

Мы много получаем вопросов о том, зачем вообще публиковать пользовательское соглашение и политику сайтам, которые ничего не продают.

Этот вопрос мучает любого владельца сайта, так как не всегда очевидно, чем может грозить отсутствие этих документов.

В нашей статье сегодня мы ответим на вопрос, почему же все-таки стоит иметь оба эти документа на своем сайте.

Зачем нужно пользовательское соглашение?

Если официальный сайт компании не содержит никакого платного функционала, то пользовательское соглашение — штука необязательная, но тем не менее желательная.

Рассмотрим причины, по которым пользовательское соглашение желательно иметь любому сайту.

Так в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец сайта самостоятельно и по своему усмотрению определяет порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Аналогичный вывод содержится в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Соответственно, если на сайте не будет опубликовано пользовательское соглашение, то порядок использования сайта и размещения информации на нем по сути не будет установлен.

Да, это не всегда требуется, но если вы колеблетесь между тем, чтобы опубликовать пользовательское соглашение или не опубликовать, то, скорей всего, причины для его публикации все-таки есть.

А если порядок использования сайта не нужен?

Даже если вы решили, что устанавливать какой-то особый порядок использования сайта вам не требуется, есть еще одна причина, по которой пользовательское соглашение стоит разработать и опубликовать.

Читайте также:  Можно ли заключить договор по WhatsApp или Telegram?

Большое количество сайтов, даже если на них ничего не продается, могут собирать различные данные с пользователей через формы обратной связи. Такие данные по большей части можно отнести к персональным, а значит требуется согласие на их обработку.

В п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных без отдельного согласия субъекта персональных данных допускается, когда необходима для заключения и исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 22 этого же закона при такой обработке персональных данных для целей заключения и исполнения договора не потребуется и уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных и включаться в реестр операторов.

В таком случае пользовательское соглашение, построенное по принципу лицензионного договора на предоставление простой лицензии на использование сайта, может являться тем самым договором, для заключения и исполнения которого пользователь предоставляет персональные данные через формы обратной связи. При этом поскольку любой сайт является в том числе и программой для ЭВМ, то в силу п. 5 ст. 1286 ГК РФ такое пользовательское соглашение, как договор, будет считаться заключенным с момента начала использования такого сайта.

А что с политикой конфиденциальности?

Касательно политики конфиденциальности все относительно просто. Политика должна быть опубликована на сайте обязательно, иначе можно схлопотать штраф.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Читайте также:  Что будет, если не зарегистрировать товарный знак?

А согласно ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

И какие из этого выводы?

Вывод таков, что если без пользовательского соглашения худо-бедно можно обойтись, но лучше все же разработать и опубликовать, то без политики конфиденциальности не обойтись никак.

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru