Почему нельзя просто так взять и перепродать товар?

Можно ли свободно перепродавать товары? Что будет если перепродать товар с чужим товарным знаком? Можно ли рекламировать товары с чужими товарными знаками?
Товарный знак — штука хитрая. Он может как создать успешный бизнес, так и разрушить его.

Сегодня у нас заголовок будет с интригой. Наша сегодняшняя статья касается, разумеется, перепродажи товаров исключительно компаниями и предпринимателями. Не будем долго мучать читателя и сразу перейдем к сути.

Дело вот в чем. Если вы приобретаете товар для последующей реализации не у производителя, а у перекупщика, то вам придется озаботиться проверкой того факта, что этот самый перекупщик является официальным дилером или дистрибьютером, или иным образом легально приобрел товар, и имеет полное право продавать товар, маркированный товарным знаком производителя, и разрешать Вам использовать этот товарный знак в рекламе.

Иначе вы можете столкнуться с неприятной ситуацией, которую не так давно разбирал суд по интеллектуальным правам (см. дело № А70-15306/2017). В отсутствие официального договора между производителем и вашим продавцом, в котором прописано предоставление продавцу права продавать товар, маркированный товарным знаком производителя, и использовать такой товарный знак в рекламе, существует теперь уже вполне вероятный риск попасть на претензии от производителя.

Перепродажа товара теперь вне закона?

Не совсем так. Производитель безусловно заинтересован в полном контроле над процессом реализации его товара, маркированного товарным знаком. Это его репутация, его бренд и знак качества. Для этих целей как правило заключаются дистрибьюторские и дилерские договоры, которые наделяют дистрибьютеров и дилеров всеми правами по распространению товаров производителя под его торговой маркой и ее использованием в рекламных материалах.

В случае же попадания товара к продавцу, который не имеет официального договора с производителем, его дистрибьютором или дилером, реклама такого товара фактически становится вне закона, т.к. такой продавец не имеет никаких прав на торговую марку. А без рекламы его невозможно и перепродать товар. Точнее возможно, но не так эффективно.

Читайте также:  Как избежать штрафов за обработку персональных данных не в России?

Принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, о котором говорится в четвертой части Гражданского кодекса РФ, в таком случае не работает, потому что он распространяется на случаи законного введения в гражданский оборот именно товара под определенным товарным знаком, но не возможности использовать товарный знак в рекламе.

Когда товар попадает к продавцу, к которому он попасть не должен был, т.к. не предназначался для него, то максимум на что может претендовать продавец — это на перепродажу товара без применения рекламы. Без разрешения от правообладателя товарного знака использовать в рекламе его будет невозможно.

Неужто нельзя теперь перепродавать товары?

Регистрация товарного знака для защиты своего бизнеса
Кстати, можно избежать этих проблем, если зарегистрировать свой собственный товарный знак. Жми картинку, чтобы узнать больше.

Конечно можно, на сам товар в полной мере распространяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Но это не касается иных способов использования товарного знака. Описываемый в нашей статье случай особенный как раз по этой причине. Если товар попал в страну незаконно, то и исчерпания права на товарный знак не было. Когда товар может попасть к продавцу незаконно? Во-первых, он может быть изначально контрафактным и попасть в страну без ведома производителя и владельца торговой марки. Тогда он однозначно попадет к продавцу незаконно. В такой ситуации ни у кого в стране не будет прав на легальное использование товарного знака в рекламе такого товара. Как и на продажу самого товара тоже.

Во-вторых, если это российский производитель, то по дистрибьюторскому договору товар попадает к дистрибьютору, который его реализует дилеру, который в свою очередь обязуется реализовывать его в розницу конечным потребителям. Однако может случиться так, что предназначенный для розницы товар попал не к конечному потребителю, а к перекупщику, который с помощью хитрой схемы покупает товар по сути мелкооптовой партией у дилера, который мелким оптом торговать не должен. При этом такой перекупщик, как правило, не заключает никаких договоров с поставщиком, а работает по разовым документам. Само собой никаких разрешений на использование товарного знака в рекламе при этом он не получает.

Читайте также:  Как быть, если кто-то создал компанию с таким же названием?

В таком случае перекупщик не имеет права на распространение рекламы товара, маркированного товарным знаком производителя. Но если он начнет ее распространять, то выяснится, что таких правомочий у него нет и исключительное право на товарный знак, принадлежащее производителю, нарушено.

В приведенном выше деле № А70-15306/2017 все так и произошло, виноват в итоге остался сам перекупщик, в связи с чем и понес убыток в виде компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак.

Вывод таков — перед покупкой товара для целей перепродажи необходимо удостовериться, а можно ли рекламировать его перепродажу, приобретая у этого продавца, и не будет ли проблем с нарушением прав на товарный знак производителя?

Хотите узнать больше? Нужна юридическая помощь? Звоните и пишите нам, не откладывая!

Городской телефон: +7-495-201-68-31

Мобильный телефон: +7-960-444-68-31

Электронная почта: inbox@shewzov.ru